Перейти к навигации

Рецензия на игру Кужлевка (Kujlevka)

Информация
Жанр:
Год выпуска на PC: 
2023
Разработчик: 
Callback
Издатель: 
Crytivo

Кужлевка (Kujlevka)

Россия, деревня Кужлевка, 1992 год. Председатель колхоза Валерий Михайлович Потихонченков или просто Михалыч потихоньку спивается, вспоминая прошлое и свыкаясь с тем, что Советский Союз распался, а что будет дальше – неизвестно. Но однажды в дом Михалыча врезается неопознанный летающий объект, что приводит к невероятным последствиям.

Молодые таланты

Инди-игра – вещь непредсказуемая, попадаются как откровенно неудачные проекты, так и красивые или с глубоким сюжетом, дающим почву для размышлений. Кужлевка (Kujlevka), вышедшая 6 апреля 2023 года, как раз из таких. Игру по большей части создавали два человека – Аскер Унаев и Олег Киселев, назвавшие свою студию Callback. Один отвечал за сценарий, а второй за программный код. Получилась необычная атмосферная и интересная видеоигра с затрагиванием философских тем.

НЛО в деревне

Пришельцы не спешат показаться и рассказать о целях своего визита. Вместо этого они выпускают дрон, который модернизирует телевизор, превращая его в устройство, с помощью которого председатель может сформулировать запрос и отправить сообщение. Каждому человеку дается возможность загадать всего одно желание, а Потихонченков берет на себя ответственность решать, кому разрешить войти в летающую тарелку, а кому отказать. Кужлевка чем-то похожа на театральную постановку, не зря она разделена на акты с разбитием тех на эпизоды. Значительную часть игры составляют диалоги и исполнение желаний, именно они влияют на развитие сюжетной линии и финал. В Кружлевке, по сути, 7,5 концовок (одна в двух вариантах, но отличия незначительные). При этом сказать какая из них лучшая довольно сложно, кого-то они могут вовсе разочаровать, но в них чувствуется некая ирония или скрытый смысл.

Философские беседы во сне

Валерий Михайлович ветеран Советско-японской войны, получивший ранение во время Маньчжурской операции. С тех пор он "прикован к инвалидному креслу" и лишь во сне способен ходить и бегать. Сновидения у Михалыча занятные и часто с примесью сюрреализма, то он оказывается в поезде с мертвецами, то в Древнем Египте, а то и у реки Стикс. Найденные записки, записи или рисунки служат необязательным дополнением, но почитать или посмотреть их бывает небезынтересно. Во снах Потихонченков встречает и общается с безымянным собеседником, принимающим каждый раз новый образ. Беседы они ведут о прошлом и настоящем, капитализме и коммунизме, свободе и рабстве, о жизни в целом и о философском подходе к ней, что напоминает кухонные разговоры за рюмкой чего-нибудь крепкого и это тоже играет на атмосферу. Соглашаться с собеседником или нет – решает игрок, варианты ответов допускают высказывание разных точек зрения. Такие сцены разбавляют основную сюжетную линию и позволяют лучше для себя сформировать характер и взгляды протагониста.

Верные друзья

Товарищи Валерия Михайловича участковый Степан Белов, школьный учитель Василий и тракторист Клим всегда будут рядом, а позже к этой компании присоединится уфолог Владимир Густобров. У каждого из них свои взгляды на жизнь и на происходящее, поэтому они будут предлагать противоположные варианты решения той или иной проблемы. Милиционер за порядок и сильную, жесткую, но справедливую, по его убеждению, власть, учитель молод, но верен коммунистическим идеалам, алкоголик Клим за рыночные отношения и хочет обогатиться за счет появления НЛО, а Густобров счастлив, что свершилось чудо, о котором он так долго мечтал, и теперь он не шарлатан или сумасшедший, а настоящий ученый, но несмотря на это он призывает осторожней относиться к нежданному "подарку с небес". К чьим советам прислушиваться и с чьими предложениями соглашаться решать опять же игроку, ведь Михалыч в деревне все еще главный.

Навстречу мечте

Персонажи, играющие эпизодические роли, не менее колоритны. Кто только не приходит, включая высокопоставленных лиц, посмотреть на диковинный "исполнитель желаний" и, по возможности, что-нибудь у него попросить. Священник в "наколках", ветеран Афганской войны, чернокожий житель Узбекистана, пожилая бывшая политзаключенная и другие посетители – у всех из них есть мечта, исполнения которой они ждут, и история, которой они делятся с председателем, чтобы тот точнее сформировал просьбу в сообщение для инопланетян.

Уроки русского

Прилетевшие на тарелке не знают русский язык, поэтому устройство для связи с ними надо обучать новым словам, чем обширнее словарь – тем понятней становится, что получится в результате. Система нуждается и в других настройках, иначе иногда происходят сбои при передаче информации и запуск критических событий, поэтому может случиться не то, что хотел проситель. Прочие головоломки и мини-игры сами по себе несложные, зато вносят разнообразие в игровой процесс. Шашки, пятнашки, подключение проводов к сердцу атомной бомбы и т.д. не кажутся чужеродными элементами, хоть их наличие не всегда объяснимо, но чаще всего они появляются во снах, так что это неважно с учетом остальных аспектов сновидений.

Обнаружение чего-то знакомого

В Кужлевке множество отсылок к событиям, явлениям, культуре, литературе и музыке, причем не только советского и постсоветского периодов, но также античности или современности. Некоторые отсылки легко узнаваемы, другие же побуждают иногда погуглить, чтобы найти и проверить информацию или ознакомиться с ней более подробно. Без политики, конечно, не обошлось, но благодаря вариативности удалось избежать навязывания мнения автора, лишь легкого подталкивания к нему. Юмора тоже хватает, местами он специфический, но без излишней пошлости или мерзости.

Отличная оптимизация

Видеоигра создана на Unreal Engine 5. Графика, конечно, без изысков, но визуальный стиль подобран правильно и смотрится неплохо. Баги мне не попадались, а вот глюки встречаются, к примеру, если перезапустить последнее сохранение после свершившегося события – персонаж уже будет в измененном состоянии, но это мелочи. К тому же, регулярно выходят патчи, вносящие улучшения и исправляющие различные проблемы. Требования к "железу" невысоки. В качестве эксперимента я запустил Кужлевку на Intel Core2 Duo E8400, 4 GB DDR2, Nvidia GeForce GTX 770 с Windows 7 SP1 "на борту". На таком "древнем старичке" вела она себя вполне сносно, хотя процессор для этой игры слабоват. В разрешении 1366x768 на высоких настройках даже при записи видео частота кадров редко опускалась ниже 25-30 fps, но подвисания все же были, как и заметные микрофризы. Музыкальное сопровождение приятное, хоть и не может похвастаться разнообразием. К тексту претензий нет, а озвучка отличная, особенно для подобного проекта, в ней поучаствовали известные актеры, такие как Владимир Голицын (Encased: A Sci-Fi Post-Apocalyptic RPG, Death Stranding, Detroit: Become Human, Marvel's Spider-Man, Horizon: Zero Dawn), Артур Иванов (Mafia: Definitive Edition, Elex 2, Fortnite), Игорь Старосельцев (God of War: Ragnarök, Days Gone, Dying Light 2: Stay Human), Всеволод Кузнецов, помимо прочих работ озвучивший Геральта во второй и третьей частях The Witcher и Джоэла в обеих частях The Last of Us, соведущий передачи "От винта" Борис Репетур и многие другие профессионалы своего дела.

Итог:

Примечательно, что Кужлевку делали два молодых студента. Их дебютная работа явно удалась. Сам я никогда не жил в деревне, а в 1992 году был еще ребенком и мало что помню, но, если судить по фильмам, книгам, статьям и телепередачам – дух первой половины 90-х передан достоверно, хотя те, кому сейчас за 50, вероятно, могут с этим не согласиться. На одно прохождение игры уйдет часов пять-шесть, но для того, чтобы увидеть все сюжетные развилки и концовки потребуется куда больше времени.

Ярослав Курский, сайт "Реальная Виртуальность"

Системные требования игры Кужлевка (Kujlevka):

Минимальные параметры:
Процессор: Intel Core i5
Оперативная память: 4 GB
Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 650
Рекомендуемые параметры:
Процессор: Intel Core i7
Оперативная память: 4 GB
Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080

 

Youtube:

Rutube:

Оценить материал: 
Голосов пока нет


Main menu 2

Reviews | WEB-