Рецензия на игру Wasteland 3
Спустя пять лет после подрыва рейнджерами своей Цитадели, для Аризоны наступили тяжелые времена. В ближайшей перспективе населению грозит голод. Правитель Колорадо, Патриарх, предлагает рейнджерам помощь в обмен на решение его проблем. В сложившейся ситуации от такого заманчивого предложения невозможно отказаться.
Продолжение легенды
Wasteland 2, вышедшая в 2014 году, была тепло принята критиками и геймерами, особенно после выхода Wasteland 2: Direction Cut, послужившей своего рода "работой над ошибками". На рынке, что тогда, что сейчас, действительно мало изометрических RPG с классическим пошаговым режимом, тем более от разработчиков, благодаря которым этот жанр когда-то и стал популярным. Деньги на разработку inXile Entertainment за месяц собрали через краудфандинговый сервис Fig, а в 2018 году компанию купила Microsoft. Wasteland 3 по качеству превосходит вторую часть, но заметно, что многое делалось второпях, и это портит общее впечатление.
Семейные разборки
Сюжетная часть сразу же бросает в круговорот событий. По дороге группа рейнджеров "Ноябрь" попадают в засаду, в которой погибает большая часть отряда. В Колорадо-Спрингс Саул Бьюкенен, он же Патриарх, предоставляет выжившим помещение под Штаб, но требует побыстрее выполнить свою часть договора. Дочь Саула, Либерти, вместе с братьями Вэлором и Виком пошли против отца, объединившись с местными бандами. Глава семейства хочет, чтобы рейнджеры доставили мятежных детей назад, попутно уничтожив бандитов, но все оказывается не так просто и однозначно.
Заснеженная пустошь
Колорадо – не такой уж большой штат. Из крупных локаций, помимо Колорадо-Спрингс, есть Аспен, Денвер, Диковинариум и Округ Юма, мелких гораздо больше, но каждая из них по-своему уникальна, чего не скажешь о случайных встречах. Количество вариантов мест, где они происходят ограничено, что дает некоторое преимущество в ведении боя, но делает подобные стычки однообразными, к тому же и награда за них невелика. Время суток всегда определено заранее, поэтому придется действовать как днем, так и ночью.
Выстраивание отношений
Как и прежде – обдумывать необходимо каждую фразу и каждое действие, поскольку последствия наступят если не сразу, то могут повлиять на события после. Убивать всех подряд необязательно, иногда конфликт получается разрешить миром, если в команде есть дипломат с прокаченными навыками. Правильные или не очень поступки отражаются на общей репутации и отношении отдельных группировок к рейнджерам, кто-то будет их любить, а кто-то ненавидеть. Остаться добрым для всех не выйдет. Концовки в Wasteland 3, помимо основного задания, затрагивают судьбу всех встреченных спутников и фракции, и зависят они от принятых решений, но есть две "секретные", одна из которых для читеров, разработчики позаботились и о них.
Помощь страждущим
Дополнительных заданий достаточно, чтобы не заскучать и заработать опыт. Истории, в которых предстоит поучаствовать, довольно занятные, как и сами задачи. Как их выполнять – опять же зависит от предпочтений и навыков, иногда будут морально-этические дилеммы, которые принесут хорошее вознаграждение, но некрасивы с точки зрения морали. При этом, в отличии от большинства RPG, задачу "сбегай туда и туда, потом вернись" я встретил одну, и то она была хорошо обыграна. Рейнджеров время от времени принимают за наемников или головорезов, но никому не приходит в голову отправить их через полкарты с запиской или пакетом, все понимают, что это бойцы и ждут от них талантов в этой области.
Дом, милый дом
База рейнджеров разделена на карцер, медблок, гараж, музей, казармы, оружейную и, разумеется, командный центр. Для нормального функционирования предстоит найти ответственных специалистов на каждый участок, с чем связано несколько дополнительных заданий. Также необходимо будет решить, что делать с предыдущими жильцами. Если освоение территории и поиск сотрудников пройдут успешно, то Штаб будет развиваться и принимать новых бойцов, пока отряд выполняет поставленные задачи.
Лучшие рейнджеры Колорадо
Формирование отряда полностью зависит от предпочтений игрока. Если нет желания создавать своих персонажей, то из готовых есть два панка-гея, отец с дочерью, два влюбленных технаря и пара новичков. В Штабе можно укомплектовать команду из новобранцев или же приглашать союзников, но они в случае чего уходят, если их что-то не устраивает. Подбирать членов отряда лучше так, чтобы среди них были технарь, взломщик, дипломат и медик. Прокачивать одни и те же небоевые навыки у всей команды необязательно, достаточно, чтобы нужная квалификация была хотя бы у одного персонажа. Улучшения дают и жуткие куклы, найденные в ящиках. Также есть спутники, которыми нельзя управлять, но они оказывают поддержку в бою. Например, кот, спасенный в начале игры, оказался отличным бойцом.
Развитие отряда
Прокачка происходит по трем направлениям: параметры, навыки и таланты. Параметры влияют на общие характеристики персонажа, навыки более специализированы и от них зависят его умения, а таланты дают бонусы и специальные приемы. В отличии от Wasteland 2, какие-то навыки объединили, за взлом теперь отвечает один навык, а не два, с оружием произошла похожая ситуация – его разделили на группы и т.п., так что прокачиваться стало удобней. Как и во многих играх этого жанра – ближе к концу каждый член команды становится крутым специалистом в своей области, но и требования к его умениям возрастают.
Мексиканские клоуны и роботы-скорпионы
Противники разнообразны. В начале это головорезы Дорси, но дальше появляются более серьезные враги: роботы, отмороженные клоуны-мексиканцы и собиратели шрамов. Животные, черви и мутанты тоже способны доставить неприятностей, а скорпитрона желательно вообще избегать, если нет хорошего оружия и брони. По возможности, лучше перехватывать инициативу и атаковать первым, не давая врагам преимущества. Сражаться стало удобней, ход передается всей команде, а не отдельным участникам битвы, как раньше, поле размечено сеткой, впрочем, она отключается в меню, а перед атакой на шкале здоровья отображается предполагаемый урон. Есть и прицельная стрельба, она вполне удобна и работает, как в классических частях Fallout, позволяя прикинуть шансы на попадание и выбрать наиболее уязвимые точки на теле противника.
Оружие на любой вкус
Выбор типов и видов вооружения богатый. Разделяется оно на рукопашное, ближнего боя, стрелковое, снайперское, автоматическое и тяжелое. В общем, как и всегда, множество пистолетов, дробовиков, пулеметов и огнеметов, как и холодного режущего или ударно-дробящего оружия, если нравится сражаться лицом к лицу. Энергетическое оружие присутствует и может относиться к разным типам, как правило, оно мощнее своих огнестрельных "собратьев", к тому же пробивает любую броню. Гранаты или роботы в арсенале облегчают сражения, как и расставленные взрывоопасные баллоны в местах потасовок. Встречаются и необычные экземпляры, такие как гранатомет, стреляющий замороженными хорьками, миномет для Кадьяка, выстреливающий козлов, или граната, уменьшающая врагов.
Защита тела
Одежда и броня разделена на шлем, нагрудник и поножи. Одежда имеет чисто визуальные свойства и меняется в Штабе, а доспехи влияют на защиту и могут иметь разные полезные свойства, улучшающие характеристики, а их отображение отключается в инвентаре, если костюм персонажа нравится больше. Обычно требуется определенный уровень силы, чем мощнее защита, тем больше, но бывают исключения, правда, в основном для слабой брони. Модификации поддаются почти все предметы экипировки, точно также, как и оружия. Для каждого типа есть свой набор того, что подвергается улучшению.
Легендарные "пушки"
Наиболее интересные виды оружия и брони обведены оранжевой рамкой, как бы намекая, что относятся к "легендарным", однако польза от них есть на том этапе игры, на котором они были найдены, так что вскоре продаются или "пылятся" в инвентаре, который стал безразмерный. Вес предметов убрали, поэтому если не продавать "излишки", то найти конкретный предмет со временем становится все труднее, даже если разделять инвентарь на категории, он теперь един для всех членов отряда. Зато весь бесполезный хлам продается по нажатию на отдельный пункт меню при торговле.
Бронированный вездеход
Транспорт рейнджеров представлен бронированным автомобилем Кадьяк. По локациям на нем, к сожалению, покататься нельзя, но в случайных встречах от него есть ощутимый вклад. Заодно это единственный способ передвигаться по карте, быстрого перемещения от поселения к поселению нет, но если лень ехать, то вызов буксира переносит в Колорадо-Спрингс, находящийся в центре игрового мира. Транспорт можно модернизировать, установив другое шасси, оружие, миномет, бронепластины или модуль ИИ, так что боевая машина становится быстрее, мощнее и смертоносней. Тюнинг возможен, на выбор есть разные сигналы и значки на капот, добываемые во время выполнения заданий или путем покупки.
Торговля на руинах цивилизации
Торговцы есть во всех крупных локациях и на глобальной карте. Их цены зависят от отношения к рейнджерам той группировки, где они находятся, но все равно очень высокие. Забавно, но даже в Штабе снабженец и механик бесплатно ничего не дают, только за деньги, но ассортимент у них регулярно обновляется. Торговцы на карте могут подарить что-нибудь полезное в знак признательности. Врачи за разумную цену избавляют от вредных эффектов, переломов и восстанавливают здоровье, штабной же доктор делает это безвозмездно.
Постапокалиптический юмор
Некоторые ситуации, персонажи или описания предметов наполнены юмором. К примеру, скандальная владелица отеля с кучей кошек, противостояние огромной статуи президента Рейгана, управляемой Искусственным Интеллектом, с роботами-коммунистами, живущими по соседству, или алкоголик Скотчмо, известный по предыдущей части, вызывают улыбку. Это своеобразная дань уважения играм 80-90-х, где юмора было много, но сейчас это смотрится не всегда уместно с учетом сеттинга. Отсылок к разным явлениям в культуре и истории, как и к играм, включая свои старые проекты, тоже хватает. Ремонт тостеров все так же является полезным навыком, добытые предметы из них пригодятся для использования или продажи, но теперь есть квест и локация, связанные с применением этого умения и поиском тостеров.
"Сырой" проект
По сравнению с Wasteland 2, графика стала значительно лучше, но ей все равно далеко до современных стандартов. Переход из жаркой аризонской пустыни в холодный заснеженный Колорадо удался, но о холоде всего лишь говорят, реальных неудобств он не доставляет, утепляться не нужно. Локации и интерьеры зданий полны мелких деталей. Платить за это пришлось багами, лагами и глюками. Патчи выпускаются, но пока до избавления от проблем еще далеко. Невооруженным глазом видно, что игру пытались выпустить в срок, поэтому недоработок полно. Оптимизация не помешала бы, провисания fps случаются даже на мощных ПК, да и экранами загрузки придется "любоваться" долго. На увеличении персонажей при общении и видеороликах экономили, разместив их в необходимых ситуациях. Почему-то на просторах Колорадо в избытке оказалось советского автопрома в виде ИЖ, "Девятки", 24 "Волги" и Копейки, хотя возможно это FIAT. Российские ГАЗели, пассажирские и грузовые, тоже встречаются. При этом, они хорошо дополняют постапокалиптические пейзажи. Геймплей стал удобней, некоторые механики упростили, в том числе ведение боя и обыск трупов. Радиопередачи, как и музыкальное сопровождение отлично вписываются в атмосферу. Отдельно хочется отметить исполнение детским хором America the Beautiful во время ключевых боев. В текстах есть опечатки, бывает, что путают род, а однажды вместо текста выдавались строки ошибок, но с учетом объема текстовой информации – это не критично, думаю, вычитают и исправят.
Итог:
Wasteland 3 – неплохая тактическая изометрическая RPG, несмотря на наличие технических проблем, история повторяется, разработчики опять не успели доделать все к релизу. Чем-то игра напоминает Fallout 1 и 2, чем-то Fallout Tactics. В ней нет глобальной опасности для человечества, только для жителей Аризоны и Колорадо, но есть множество вариантов решения тех или иных задач, а на прохождение уйдут десятки часов. Если inXile Entertainment выпустит Direction Cut версию, как это было с предыдущей частью, я не особо удивлюсь. Вот тогда ее точно по достоинству оценят поклонники жанра. Потенциал у игры есть, но пока еще она слишком "сырая".
P.S. В 2017 году Брайан Фарго сообщил о своем уходе из индустрии видеоигр, если его решение остается в силе, то это еще один повод довести свой финальный проект "до ума".
Ярослав Курский, сайт "Реальная Виртуальность"
Системные требования игры Wasteland 3:
Минимальные параметры: | |
---|---|
Процессор: | Intel Core i5 |
Оперативная память: | 8 GB |
Видеокарта: | NVIDIA GeForce GTX 760 |
Рекомендуемые параметры: | |
---|---|
Процессор: | Intel Core i7-3770 |
Оперативная память: | 8 GB |
Видеокарта: | NVIDIA GTX GeForce 1060/AMD RX 480 |