Рецензия на игру Chernobylite
Игорь Химинюк приезжает в Припять спустя три десятилетия. Незадолго до катастрофы пропала его возлюбленная, Татьяна Амалиева, но с недавних пор она стала приходить к нему во снах и умолять спасти. Вместе с двумя наемниками, Игорь проник на электростанцию, но поход завершился неудачей. Вернувшись на базу, он решает осмотреться и более тщательно подготовиться к следующему рейду.
Притяжение Припяти
Компания The Farm 51 существует уже шестнадцать лет, с 2005 года. Мне она запомнилась дилогией NecroVisioN, представляющей собой образец так называемых "польских шутеров", средней во всех отношениях Deadfall Adventures и спорной, но занятной Get Even, так что опыт у сотрудников есть и немалый. Chernobylite анонсировали в 2018 году, в 2019-м она появилась в раннем доступе, а 28 июля 2021-го состоялся релиз. Конечно же, ее сравнивали с знаменитой серией S.T.A.L.K.E.R., и некие сходства, на первый взгляд, есть, да и место действия совпадает, но все же это самостоятельный продукт, со своей историей и атмосферой.
Принц идет спасать принцессу
На ЧАЭС был найден чернобылит, минерал, обладающий невероятными свойствами, что сулит огромный прорыв в науке. Его начали изучать и проводить рискованные эксперименты, из-за которых случилась трагедия. Разумеется, после развала СССР нашлись новые желающие продолжить исследования с целью обогащения, и теперь военные из международной корпорации НАР охраняют территорию от посторонних, к тому же похищают людей для опытов. Наряду с этим из таинственных порталов просачиваются агрессивные чудовища, которые доставляют неприятностей самоселам и сталкерам не меньше, чем вооруженная частная армия. Игорю придется провести четыре расследования, раскрывающих тайны того, что здесь происходило раньше и происходит сейчас, собрать команду и добыть экипировку, чтобы пробиться к Татьяне живым и без потерь среди личного состава. Концовок в Chernobylite три, не считая альтернативной, но, помимо этого, будет рассказано о членах группы и ключевых персонажах, чьи судьбы зависят от принятых в важные моменты решений.
Прогулка по мертвому городу
Вместо открытого мира виртуальная Припять и ее окрестности разделены на шесть небольшого размера локаций, включая финальную. Перемещение между складом, переоборудованным под штаб, и нужным участком осуществляется с помощью генератора порталов, работающего на чернобылите. Периодически то тут, то там попадаются бродячие торговцы, предлагающие бартер. Смотрятся они на отравленных и враждебных землях чужеродно, тем более что ничего и никого не боятся, но все равно приятно наткнутся на кого-то мирного. Локации были воссозданы с использованием технологии 3D-сканирования и выглядят впечатляюще, но из-за того, что на них предстоит возвращаться по многу раз, они приедаются, и повышение активности врагов или распространение зараженных зон не спасают от этого. Ближе к концу игры желание изучать местность сменяется стремлением побыстрее добежать до точки интереса, выполнить задание и снова очутиться на базе. Хотя те, кого заинтересовала Зона Отчуждения по версии The Farm 51, могут прогуляться в режиме "свободного исследования", настроив погоду и события в районе по своему усмотрению.
Друг в беде не бросит
К Игорю готовы присоединиться всего пять человек, но у каждого из них свой неповторимый характер. На связь они выходят сами, прося об услугах, а потом их разрешают пригласить в отряд. Пригодятся они в завершающей миссии, а до этого их стоит отправлять на ежедневные вылазки, из которых, в случае успеха, они принесут полезную добычу. Характеристики компаньонов улучшаются, если выдать им оружие и броню. В конце дня надо распределить пайки и, чтобы все были сыты, здоровы и спокойны, лучше не жадничать. При этом, если не прислушиваться к мнению союзников, то отношение к Химинюку ухудшается вплоть до того, что кто-то из них может уйти из отряда или отказаться пойти с ним в рейд. Обойтись удастся и без полного состава, но это будет куда сложнее и повлечет ненужные жертвы, поэтому приходится идти на компромиссы, чтобы никто не остался в обиде. Умерев, есть возможность изменить свои решения, что в свою очередь повлияет на репутацию среди членов команды.
Занятные разговоры
Соратники могут поделиться любопытной информацией, если вести с ними беседы по вечерам. Помимо баек и рассказов о своем прошлом с объяснением мотивов, упоминают они и реальные случаи из истории. Например, об аварии в Озерске в 1957 году или промышленном ядерном взрыве под Харьковом в 1972-м. Сценаристы явно готовились и читали материалы по теме, как минимум, статьи в энциклопедиях. Не обошлось без "клюквы" и "ноток" антисоветизма, а то и русофобии, но без фанатизма.
Обустройство базы
Временный командный центр нуждается в обустройстве, поэтому надо заниматься созданием мебели и оборудования. Помимо станков для изготовления оружия, амуниции, отмычек, фильтров или медикаментов, понадобятся еще спальные места для присоединившихся бойцов. Чтобы им было комфортно, необходимы предметы уюта, типа тех же ламп, кресел, цветов в горшках или электроники, а для безопасности устанавливаются системы очистки воздуха, устройства для снижения уровня радиации и т.д. Естественно, для работы всего этого потребуются генераторы энергии. Чем-то это напоминает строительство в Fallout 4, только в рамках одного помещения. В полевых же условиях пригодятся инструменты для производства различных ловушек, модификаторов или расходников. Ресурсов для крафта, как полагается, поначалу будет не хватать, и каждый выход за пределы штаба оборачивается "симулятором БОМЖа", ибо подбирать нужно все, что подсвечивается анализатором среды: травы, грибы, металлолом, химикаты, горючее и прочее.
Куда уж без "калаша"?
Оружие представлено револьвером, дробовиком и АК-47, но в дальнейшем становится доступен рецепт молекулярного ускорителя, позволяющего сделать рельсотрон и плазмомет. Фантастические "пушки" и патроны к ним придется делать самому, отыскать или обменять на что-нибудь не выйдет. Так же обстоят дела и с экипировкой. К примеру, примитивную или тактическую броню можно создать, найти или снять с трупа недруга, а генераторы силового или разрушающего поля только произвести, как и антиматериальные батареи к ним.
Спирт, как лекарство от нервов
Лекарства от облучения и для лечения ран имеют "побочку", от них нарушается психика, зато спирт ее восстанавливает без каких-либо последствий, не вызывая ни алкогольного опьянения, ни последующего похмелья. "Народная" медицина в виде самодельных мазей ничего не ухудшает, но и эффективность от нее невелика. Проблем с изготовлением медикаментов нет, как и с обнаружением "заначек" у поверженных противников, но надежней всегда носить с собой запас и регулярно его пополнять.
Обмен знаниями
Некоторые умения и параметры Игоря поддаются прокачке. Очки опыта начисляют за строительство, нахождение улик, убийство врагов или выполнение поставленных задач. Обучением и тренировками занимаются его товарищи, каждый из которых может научить чему-то, в чем преуспел сам. Таким образом получится увеличить шкалу здоровья, количество ячеек в инвентаре, радиус и качество сканирования анализатора, научиться наносить больше урона или прыгать с любой высоты без ущерба. Однако, заиметь непобедимого бойца нельзя, стоит зазеваться, как наказание за беспечность не заставит себя долго ждать.
Агрессивные обитатели Зоны
Сражаться доведется не только с солдатами НАР, но и с монстрами. Первые предпочитают стрелять и не вступать в ближний бой, вторые же действуют в зависимости от вида, одни стараются подбежать и ударить, другие плюют радиоактивным ядом исподтишка, находясь на расстоянии. Военных также несколько разновидностей, от рядовых бойцов до свирепых воинов в тяжелой броне. Все противники так или иначе опасны, поэтому лучше передвигаться максимально скрытно, атаковать незаметно подкрадываясь или пользоваться оружием с глушителем. Но подчас НАРовцы совершенно не слышат, как душат их товарищей у них же за спиной. Черный сталкер тоже не даст расслабиться, он будет преследовать и досаждать, впрочем, от него можно спрятаться или попробовать отбиться. Иногда игра пытается напугать, и грамотно расставленные скримеры изредка достигают того эффекта, на который рассчитывали авторы, заставляя вздрогнуть от неожиданности.
Изображая детектива
Для проведения расследований необходимо искать на локациях различные документы и общаться с персонажами, способными поведать нечто важное. Вся собранная информация размещается на стенде в комнате Химинюка. Разыскав требуемое количество материалов, и воспользовавшись изобретением Игоря, "Ариадной", запускается симуляция произошедших событий на основе фактов и улик. Не сказать, что данная механика увлекательна, но это позволяет побольше узнать об истории мира игры.
"Деревянные" персонажи
Chernobylite разрабатывали на Unreal Engine 4, графика реалистичная и красивая, в отличии от моделей людей и их анимации, а для экономии на мимике, всех облачили либо в противогазы, либо в респираторы. С оптимизацией в релизной версии все неплохо, но просадки FPS, "заикания" звука и микрофризы все же случаются. Вылеты, глюки и баги присутствуют, но ничего критичного. Саундтрек атмосферный, есть запоминающиеся мелодии, а заодно он органично вписывается в происходящее на экране. Локализация полная, включая озвучку, в которой принимали участие актеры озвучания из S.T.A.L.K.E.R. Часто заметно переигрывание, а отдельные голоса, по-моему, чересчур резкие и грубоватые, но последнее вполне гармонирует с биографиями героев, но не всегда сочетается с их внешностью. К текстам претензий нет, опечатки встречаются, но незначительные.
Итог:
У поляков получилось сделать хорошую игру, которая определенно заслуживает внимания. Если никуда не спешить, то проходится она за пару десятков часов. Chernobylite неидеальна, не все элементы работают так, как хотелось бы, а что-то кажется лишним, но это не слишком сказывается на общем впечатлении.
<strong text-align:="" right;"="">Ярослав Курский, сайт "Реальная Виртуальность"
Системные требования игры Chernobylite:
Минимальные параметры: | |
---|---|
Процессор: |
Intel Core i5-2500K
|
Оперативная память: | 8 GB |
Видеокарта: | NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon R7 260 |
Рекомендуемые параметры: | |
---|---|
Процессор: |
Intel Core i7-4790K
|
Оперативная память: | 16 GB |
Видеокарта: | NVIDIA GeForce GTX 1060/AMD Radeon RX 570 |