Grand Theft Auto: San Andreas исполнилось 20 лет!
26 октября 2004 года на Sony PlayStation 2 состоялся релиз Grand Theft Auto: San Andreas. До PC и Xbox она добралась чуть позже, уже в 2005-м. Видеоигра завершила своеобразную трилогию, начавшуюся с GTA III.
Разработка новой части Grand Theft Auto началась сразу после Vice City и заняла два года. Не всех сотрудников Rockstar устроило отсутствие перерыва между созданием двух игр и режим «вечного кранча» с семнадцатичасовым рабочим днем, поэтому некоторые разработчики решили уйти. Зато оставшиеся смогли сделать видеоигру, которую помнят и любят до сих пор.
Сюжетная линия рассказывает о гангстере Карле «Си-Джее» Джонсоне, вернувшемся в родной Лос-Сантос после пяти лет жизни в Либерти-Сити. За это время его банда, Гроув-стрит, растеряла свое влияние, поэтому Си-Джею предстоит сделать ее снова великой, попутно разобравшись со всеми проблемами.
Территория для исследований и развлечений стала намного больше, чем в предыдущих частях GTA. Размер карты в Grand Theft Auto: San Andreas 38,2 км2 против 8,12 км2 в GTA III и 9,11 км2 в Grand Theft Auto: Vice City, и даже в GTA IV, вышедшей спустя 4 года, площадь мира была всего 16,14 км2. Но главное, что в этом большом открытом мире было чем заняться, всевозможных активностей предостаточно, скучать не приходилось точно.
Еще одной инновацией стало то, что внешность протагониста можно корректировать по своему усмотрению. Различных магазинов одежды, парикмахерских и тату-салонов для этого хватает. А еще есть тренажерные залы и точки общепита, позволяющие изменять телосложение Си-Джея, заодно с этим помогают бег и плаванье.
Автомобили также поддаются модификациям, причем не только перекраске в случайный цвет, как в той же GTA III, а более детальному тюнингу, как внешнему, так и влияющему на поведение авто на дороге.
С транспортом в Grand Theft Auto: San Andreas вообще все было отлично. Легковые, грузовые, спортивные и служебные автомобили, мотоциклы, вертолеты и даже самолеты. Каждый найдет себе средство передвижение, которое придется ему по вкусу. А вот велосипеды меня раздражали, особенно с учетом того, что это был первый транспорт, с которым надо было познакомиться в игре. К слову, летать на самолете тоже не особо нравилось, но все же наловчился с энной попытки.
А еще San Andreas славится великим множеством разнообразных модов, как вполне достойных внимания, так и откровенно «мусорных». Менять модификации позволяют практически все от текстур транспорта и персонажей до геймплея и добавления новых миссий. При этом, выпускают свежие и обновляют старые моды до сих пор, а значит они пользуются популярностью.
Отдельно стоит упомянуть локализацию. Официального перевода на русский язык в Grand Theft Auto: San Andreas нет, в 2010 году более-менее приличную версию текстовой локализации выпустила компания «1С-СофтКлаб», а до этого были фанатские переводы разной степени качества. Мемы про «потрачено», «углепластик» и «охлаждение траханья» популярны и поныне. Я в середине 2000-х играл с чуть более качественной любительской локализацией, но и она, насколько помню, была далека от идеала.
В 2021 году Rockstar Games выпустила ремастер трилогии под называнием Grand Theft Auto: The Trilogy – The Definitive Edition, но сказать о нем что-то хорошее сложно. Разработку доверили студии Grove Street Games, специализирующейся в основном на портировании видеоигр на мобильные устройства, и с задачей они справились посредственно. Графика, странные дизайнерские решения и технические проблемы на релизе сильно огорчили фанатов. А Rockstar, похоже, не слишком пристально следила за качеством сборника, издателем которого выступала, или руководству компании было наплевать на конечный результат. Как итог, у Definitive Edition средние оценки критиков на всех платформах, а геймеры приняли ее довольно прохладно.
P.S. Узнать некоторые подробности разработки Grand Theft Auto: San Andreas и скандале, связанным с мини-игрой «Hot Coffee», как и о противостоянии Rockstar с адвокатом Джеком Томпсоном можно в книге Дэвида Кушнера «Потрачено. Беспредельная история GTA» (есть еще вариант названия «В угоне. Подлинная история GTA»). Также существует документальная драма от телеканала BBC под названием «Переломный момент» (The Gamechangers). В фильме рассказывается о тех же событиях, что и в книге Кушнера, а роль Сэма Хаузера сыграл знаменитый Дэниел Рэдклифф.