Вредны или полезны компьютерные игры?
Сейчас многие говорят и пишут о вреде компьютерных игр, сравнивая их даже с наркотиками. Но так ли это на самом деле? Действительно ли что, играя в shooter'ы, у человека появляется желание убивать, запустив какую-нибудь онлайн игру, он превращается в зомби, которого не оттащить от компьютера, а все игры в целом вызывают расстройства психики? На эти вопросы я постараюсь ответить в этой статье.
Видеоигры появились во второй половине XX века, но популярными стали где-то в 70-80 годах. И с тех пор их популярность, как и количество игроков, только растет. Сейчас играют почти все, хотя бы в пасьянс "Косынка", которая входит в стандартный набор программ ОС Windows. Многие играют на мобильных телефонах и планшетах, но про них, как правило, не упоминают. В основном обвиняют тех, кто играет на консолях, ноутбуках и ПК. Именно их считают больными, зависимыми и вообще "большими детьми". Но ведь у каждого может быть свое хобби. Кто-то в свободное время крестиком вышивает, кто-то пиво на диване пьет, кто-то модели самолетов клеит и т.п. Почему же только игры считаются опасными? Я думаю, что так считают только те, кто ни во что кроме пасьянсов никогда не играл. К слову, стандартные игры в ОС Windows были добавлены, чтобы научить пользователей лучше управлять мышью.
Если время, проводимое за компьютерной игрой, никак не сказывается на других делах, то что в этом плохого? Как развлекаться вечером или в выходные – личное дело каждого, и касаться никого не должно, если это не вредит обществу. Совершите поездку в любом общественном транспорте и посмотрите, чем занимаются другие пассажиры: кто-то играет или "сидит" в Интернете с телефона, кто-то читает или разгадывает кроссворды, кто-то даже вяжет. В этом нет ничего плохого, каждый старается получить удовольствие от поездки как может.
Говоря о зависимости, стоит учитывать, что ее может вызвать абсолютно любое хобби, будь то вязание крючком, собирание марок или увлечение новыми театральными постановками. Человек, предрасположенный к расстройству психики, "сорвется" в какой-то момент все равно, будь то игры, книги или шоу по телевидению. Почему же тогда именно компьютерные игры выделяют как особо опасный вид хобби? Потому что для большинства это непознанный мир, в котором они не были. А все непонятное, естественно, вызывает удивление и страх. Так уж устроена психология человека. Сначала опасность видели в книжных романах, потом в радио, затем в телевидении, мобильных телефонах, теперь "врагом номер один" стали консоли и компьютеры, если дело касается игр.
Сцены насилия, безусловно, присутствуют в играх определенных жанров. Но, во-первых, не во всех, а во-вторых, посмотрите, что показывают по телевизору, ведь там насилие вполне реально, а не нарисовано, и подумайте, что же вреднее? По-моему, видеть реальные трупы и кровь, пусть на экране, куда опасней для психики, чем наблюдать за убийством нарисованным, а, значит, несуществующим.
Определенный вред от компьютерных игр, разумеется есть, но если учитывать возможные риски, то его можно избежать. Людям, страдающим эпилепсией, проблемами с сердечно-сосудистой системой, зрением или другими заболеваниями стоит аккуратно относиться к подобному роду увлечениям. Но ведь, с другой стороны, каждый сам должен заботиться о своем здоровье. Если Вы едите острый перец при язве желудка, виноват, в случае проблем, будет не перец, а именно Вы!
В чем же польза от видеоигр? А ее достаточно много, если задуматься. Пока ребенок играет в игры дома, он не проводит это время в компании сверстников, которая "может научить плохому", да и общаться в это время он может с людьми из разных городов и даже стран. Круг знакомств у него тоже будет формироваться среди геймеров, а мощные компьютеры, консоли и игры для них - удовольствие недешевое, поэтому в эту компанию вряд ли попадет ребенок из "неблагополучной семьи". Взрослый человек, играя вечером после работы, расслабляется и получает положительные эмоции, что хорошо сказывается на его психическом и эмоциональном здоровье. К тому же, игры позволяют научиться быстрее печатать на клавиатуре, управлять мышью, улучшают реакцию, внимание, развивают терпение, стратегическое мышление и логику в целом, помогают изучать иностранные языки. Есть множество развивающих игр, как для детей, так и для взрослых. А еще игры дают возможность почувствовать себя тем, кем игрок не сможет быть в реальности, например, рыцарем, президентом или владельцем корпорации.
Про отупение от видеоигр даже смешно говорить. Опять же, бездумно смотреть в экран телевизора на очередной сериал или реалити-шоу куда вреднее для мозга, чем изучать новый игровой мир, полный информации и требующий каких-либо действий. Многие игры по сюжету куда интереснее некоторых фильмов и книг, получается, что они развивают мышление, а не отупляют человека.
Почему же такой ажиотаж вокруг игр? Все дело в том, что самые активные противники видеоигр зарабатывают на этом популярность и деньги. В США прославился бывший прокурор и адвокат Джек Томсон, который в каждом резонансном процессе пытался найти зависимость обвиняемого от компьютерных игр, чтобы предъявить компании-разработчику иск. О его "войне" с компанией Rockstar Games даже снят фильм "Переломный момент". Многие психологи также пытаются списать любые болезни пациента на то, что он просто слишком много времени проводит за компьютером. Не буду осуждать их мотивы, но очень не советую доверять подобным людям. Для того, чтобы хвалить или ругать что-то – это необходимо попробовать. Игры – не наркотик, зависимости, в большинстве случаев, не вызывают, не понравится – можно выключить, удалить и забыть. А если понравится, то стоит наслаждаться и получать удовольствие. Для каждого есть свои жанры, каждый сможет найти что-то, что придется ему по душе.
Еще одной причиной обвинения видеоигр являются заявления родителей: "Наши дети играют в эти жестокие игры!". Но, с другой стороны, почему же родители не занимаются воспитанием детей и не обращают внимания на то, во что играет их ребенок? У каждой игры есть возрастной рейтинг, и если он не соответствует возрасту Вашего ребенка, то, может, лучше запретить ему играть в эту игру, чем потом обвинять разработчика в том, что в его проекте слишком откровенные сцены насилия или эротики, которые нельзя смотреть детям? Но тут тоже включается психология, проще обвинить кого-то другого, чем признать свои ошибки.
Главное достижение видеоигр, безусловно, в том, что игрок может не просто наблюдать за происходящим на экране, но и непосредственно участвовать в процессе, что заставляет мозг работать активней. Поэтому пользы от подобного вида развлечений куда больше, чем вреда. Давайте признаем тот факт, что видеоигры присутствуют в нашем мире наравне с телевидением, радио, книгами, фильмами, музыкой и другими медиа-продуктами. А, значит, каждый волен выбирать, чем ему увлекаться, и пока это никому не вредит, вмешиваться, а тем более осуждать, не разобравшись, банально неэтично.
Напоследок я хочу пожелать всем геймерам побольше хороших игр, а главное не забывайте – за пределами виртуального пространства существует реальный мир, который может быть куда более захватывающей и интересней!
P.S. В 2016 году в Российской Федерации "Компьютерный спорт" был включен во Всероссийский реестр видов спорта. Если государство признает увлечение видеоиграми, значит даже оно не считает их вредными или опасными.
Ярослав Курский, сайт "Реальная Виртуальность"