Перейти к навигации

Игре Тетрис исполнилось 40 лет!

Игре Тетрис 40 лет!

6 июня 1984 года появилась первая версия Тетриса, а это значит, что сегодня у этой легендарной компьютерной игры юбилей, ей исполняется 40 лет. Алексей Леонидович Пажитнов разрабатывал ее для себя и коллег, не думая о славе и уж тем более коммерческом успехе, но в итоге Тетрис стал одной из самых популярных и продаваемых игр всех времен.

Алексей Пажитнов

Алексей Пажитнов трудился в Вычислительном центре имени Дородницына при Академии наук СССР, где занимался изучением проблем искусственного интеллекта и распознавания речи, для чего использовал головоломки, в том числе и пентамино. Так и родилась идея создания Тетриса, но поскольку вычислительных мощностей тогдашних компьютеров не хватало для вращения пентамино, пришлось использовать тетрамино, что и повлияло на основу игры и ее название.

Алексей Пажитнов и Вадим Герасимов

Первый вариант Тетриса работал на "Электроника-60", а с портированием на IBM PC Пажитнову помогал на тот момент 16-летний школьник Вадим Герасимов, переписавший игру на Turbo Pascal. За четыре десятилетия Тетрис выпускался на множестве устройств: компьютерах и консолях, включая портативные, мобильных телефонах, смартфонах, планшетах и т.д. и т.п. Менялся внешний вид игры, выходили ее разнообразные вариации, но суть оставалась прежней – располагать фигуры, состоящие из четырех квадратов, так, чтобы они исчезали, тем самым не допуская заполнения игрового поля – "стакана".

Алексей Пажитнов, Хэнк Роджерс и Хироси Ямаути

В 1980-х Тетрисом заинтересовались сразу несколько иностранных компаний, пожелавших купить права на распространение. Вначале переговоры с Алексеем Пажитновым вел Роберт Стейн, но из-за недопонимания сторон Стейн почему-то решил, что необходимую лицензию он получил, хотя это было не так. Пажитнов подобных сделок с кем-либо заключать не мог, в СССР монополией на импорт и экспорт компьютерного оборудования и программного обеспечения обладала "Электроноргтехника" (Elorg). Стейн продал права на Тетрис Mirrorsoft, но реального договора с Elorg заключено не было, переговоры еще велись. В свою очередь "Электроноргтехника" выдала Хэнку Роджерсу лицензию на выпуск Тетриса на портативных игровых системах. Но оставались еще и другие устройства, поэтому разгорелась нешуточная борьба между такими компаниями как Atari, Mirrorsoft и Nintendo, каждая из которых хотела заполучить права на Тетрис для выпуска игры на различных платформах. При этом, "Электроноргтехника" то ли тоже вела какую-то свою игру, то ли не слишком разбиралась во всех юридических тонкостях подобных сделок, учась бизнесу "на ходу". В результате историю сопровождали скандалы и судебные разбирательства.

Алексей Пажитнов

Что же касается Алексея Пажитнова, получать прибыль от Тетриса он начал только в 1996 году, когда закончился срок действия первоначальной лицензии. Тогда Алексей уже жил в США, где совместно с Хэнком Роджерсом организовал фирму The Tetris Company LLC и зарегистрировал слово Tetris как торговую марку. Иронично, что в 2005 году The Tetris Company (часть Tetris Holding LLC) купила компанию Elorg ("Электроноргтехнику").

Кадр из х/ф

Об игре, ставшей известной по всему миру, и ее создателе было написано множество статей, Тетрис часто упоминается в документальных фильмах, сериалах и книгах, посвященных истории видеоигровой индустрии, в 2004 году вышел документальный фильм "Tetris: From Russia with Love", а в 2023 году состоялась премьера художественного фильма, названного в честь игры.

Алексей Пажитнов

Я познакомился с Тетрисом в 1990-х, когда были популярны подобные устройства:

Brick Game

На PC же мне в детстве понравилась TetColor, вариация Тетриса, созданная тульским программистом Сергеем Сотниковым в 1991 году. До сих пор иногда запускаю ее браузерную онлайн-версию.

TetColor

А на этом у меня все, всем удачи и побольше хороших игр!

Оценить материал: 
Голосов пока нет


Main menu 2

Blog | WEB-