Рецензия на игру God of War: Ragnarök
Sony Interactive Entertainment исправно продолжает портировать на PC свои эксклюзивы, пусть и с задержкой. God of War: Ragnarök исключением не стала, 9 ноября 2022 года она вышла на PlayStation 4 и 5, а 19 сентября 2024 года видеоигра добралась и до PC. продолжения God of War 2018 года от Santa Monica Studio я ждал, история Кратоса и Атрея мне в целом понравилась, пусть и не без оговорок, God of War: Ragnarök мне тоже в целом пришлась по душе, но и какого-то особого восторга не вызвала.
Конец спокойной жизни
Кратос с Артеем тихо-мирно живут в Миргарде, где после смерти Бальдра наступил Фимбулвинтер, трехлетняя зима. Но спокойная жизнь заканчивается, когда на них нападает сначала Фрейя, а затем в гости заглядывают Один с Тором. Всеотец предлагает мир в обмен на отказ Атрея от поисков Тюра – прежнего бога войны. Но Кратос знает, что Одину нельзя доверять, поэтому решает, что Тюра все-таки надо отыскать. Так начинаются новые приключения отца и сына. Сюжетная линия линейна, но довольно занятна, насыщена событиями и внезапными поворотами, а то, на что поначалу почти не обращаешь внимания может обернуться значительными последствиями в будущем. Финал же в God of War: Ragnarök один.
Сынок подрос, а отец и не заметил
Основные действующие лица хорошо прописаны, как протагонисты, так и антагонисты. Кратос суров, но испытывает чувство вины за свое прошлое, не хочет войны и старается не ввязываться в серьезные конфликты. Он любит сына, отказался воспитывать его по-спартански, не хочет, чтобы тот пострадал и пытается оградить от неприятностей. Сам Атрей юн и горяч, ему хочется себя проявить, но его огорчает то, что отец не дает ему самостоятельно принимать решения. Один же стар и мудр, мне он напомнил Антибиотика из телесериала «Бандитский Петербург», весь такой ласковый, вежливый, заботливый, якобы добрый, но стоит попробовать ему перечить или хотя бы задуматься о неповиновении – расплата наступит быстро. Второстепенные герои и злодеи тоже грамотно раскрыты и интересны. Что болтающий без умолку Мимир, что всегда готовые помочь братья гномы, Брок и Синдри, что Фрейя, не простившая Кратоса за убийство сына и желающая отомстить, что Тюр, полностью отказавшийся от насилия, что остальные, менее значимые, но все же запоминающиеся персонажи. Что касается Ангрбоды – это милая и веселая девочка, просто ее внешность, с учетом того, что за основу взята скандинавская мифология, выглядит чужеродно, а ее бабушка вообще похожа на карикатурную злобную негритянку, как их любили показывать в комедиях времен, когда на эту тему еще разрешалось шутить. Еще один чернокожий персонаж, Хильдисвини, не так бросается в глаза, но и роль ему отведена эпизодическая.
Путешествие по девяти мирам
Так или иначе доведется посетить все девять миров, но не все они впоследствии будут открыты для свободного посещения. Каждый биом по-своему уникален и красив, даже огненный Муспельхейм, ледяной Хельхейм или туманный Нифльхейм. Эти локации небольшие, и открыты для конкретных целей, но в наличии и сравнительно просторные, в которых есть где погулять, на что посмотреть и чем заняться. К примеру, выполнять дополнительные задания, искать артефакты, карты сокровищ или сундуки с ценными ресурсами. Некоторые сундуки при этом закрыты тремя рунами, которые нужно сбить, зажечь, повернуть или одновременно подорвать. А своеобразной базой станет дом Синдри, где команда единомышленников будет обсуждать дальнейшие действия. «Массовки» в God of War: Ragnarök почти нет, из мирных существ в девяти мирах удалось посмотреть лишь на гномов, да и то к ним нельзя было подойти вплотную. Любой мир полон преград и препятствий, которые частенько необходимо устранять с помощью свойств оружия. Постоянно надо протискиваться, перепрыгивать ямы и пропасти, карабкаться и т.п. С устранением преград на пути связано большинство головоломок, и чем больше у вооружения Кратоса и спутников появляется особенностей, тем занятней становятся задачи по их устранению. Для навигации есть компас и карта, первый полезен, а вот карта не показывает тип препятствий на пути, поэтому приходится запоминать места, куда пока нет возможности добраться. Доступно и быстрое перемещение между мирами, но если нужно переместиться из пункта А в пункт Б в пределах одного мира, то оно не очень удобное, поскольку в любом случае придется пройти по ветвям Мирового Древа, Иггдрасиля, а это дополнительные загрузки.
Верные соратники
Кратос практически всегда будет путешествовать с напарником, если не с Атреем, то с Фрейей, которая также владеет луком, и свойства их оружия быстро становятся одинаковыми, зато различаются специальные удары самих спутников. Впрочем, гномы тоже иногда будут сопровождать и помогать в бою. В сражениях от компаньона есть определенная польза, пусть и не такая уж значительная, а в периоды затишья они развлекают разговорами или подсказывают, что сделать, чтобы продвинуться дальше, впрочем, эта функция при желании отключается в настройках. Доведется поиграть и за Атрея, причем, разработчики ясно дают понять, что он пока еще слабее Кратоса, зато более ловкий. У подростка свой набор навыков и способностей, которые поддаются прокачке.
Сила стихий
Из нового вооружения у Кратоса появится копье, но далеко не сразу, а до этого на выбор доступны топор и клинки. Каждое оружие связано с силами какой-либо стихии, Топор – Лед (вода), Клинки – Огонь, Копье – Ветер (воздух), не хватает лишь Меча с силой Земли. И, как и в первой части, бог войны владеет Спартанской Яростью, позволяющей короткое время наносить повышенный урон. Экипировку лучше подбирать в зависимости от предпочтений и стиля боя, поскольку каждый ее элемент имеет свои преимущества в ущерб другим характеристикам, какой-то дает больше силы, но меньше защиты, у чего-то больше бонус к удаче, у чего-то к восстановлению специальных ударов и т.п. Это касается и оружия, которое разделено на основу и рукоять, и щита, который также состоит из двух частей. Броня же делится по частям тела – грудь, бедра и руки. К слову, т.н. трансмогрификация присутствует, но менять внешний вид брони на другой можно только после прокачки до максимального девятого уровня.
Враждебные существа
Противники попадаются как уникальные для определенной местности, так и общие для всех миров. Они различаются размерами, поведением, стилем боя и здоровьем, а некоторые имеют защиту от какой-нибудь стихии, пользуются щитами или просто мощные и живучие. Слабых врагов можно подкидывать в воздух сильной атакой и там добивать слабыми, что довольно эффективно, а кровавые добивания смотрятся эффектно. Часто в бою помогает и окружение в виде бережно расставленных камней, столбов или замораживающих все вокруг пней. Встречаются и мини-боссы с полноценными боссами, не все они сложные, но некоторые вынуждают подбирать определенную тактику противостояния. А желающие заработать опыт, ресурсы и испытать свои силы могут отправиться в Муспельхейм, чтобы пройти Испытания Горнило.
Нет предела совершенству
Улучшать необходимо не только навыки Кратоса, но и все элементы брони и вооружения. А еще у бога войны есть реликвия и амулет с ячейками для чар. Атрея и Фрейю тоже разрешают прокачивать, но вариативность куда меньше. Например, у них имеется особая атака, рунный призыв, и аксессуары, что почти то же самое, что и реликвии у Кратоса. Для модернизации потребуется опыт или ресурсы, некоторые из которых довольно сложно добывать, зато ресурсы, оставленные на поле сражения, не исчезают, а перемещаются в сундук рядом с лавками гномов-кузнецов. Постепенно опыта и местной валюты будут давать все больше, но и цены на высокоуровневые улучшения заметно высоки, так что совсем расслабиться не дадут, если специально не заморачиваться гриндом всего и везде.
Для тех, кто любит почитать
Любители искать записи и коллекционные предметы могут быть спокойны, этого добра в God of War: Ragnarök хватает. Кодекс вообще становится все любопытней по мере заполнения, поскольку в нем собирается информация о врагах, друзьях, легендах, найденных метках и рунах, а также находится бестиарий, описание ресурсов и подсказки по управлению. Заодно чтение рунических надписей и меток легенд дают опыт, который всегда пригодится.
Поход в Вальхаллу
Коротко расскажу и о дополнении Valhalla. Это своеобразный roguelite с множеством маленьких арен, в котором Кратосу доведется осмыслить ошибки прошлого и столкнуться с врагами из Греции, чтобы принять себя и согласиться на предложение Фрейи о своей новой роли. Начинать предстоит со стартовой экипировкой и без навыков, но за победы дают награду, и полученные ресурсы удастся тратить на улучшения, как временные, действующие только на время текущего посещения Вальхаллы, так и постоянные, остающиеся и в последующих путешествиях. Внешний вид оружия и брони тоже разрешают менять, но это сугубо косметические изменения, не дающие никаких бонусов. А после каждой гибели в бою Кратос приходит в себя на берегу около врат и должен начать все сначала, но и без смертей все равно придется несколько раз возвращаться на берег и проходить все заново.
Техническое состояние
Видеоигра создана на собственном движке студии Santa Monica. Графика пусть и не выдающаяся, но картинка вполне симпатичная и стала еще лучше, чем в God of War 2018 года. Правда, изредка заметен эффект «зловещей долины», когда Фрейя смотрит то ли на Кратоса, то ли в камеру, то ли в сторону, то ли вообще в Вечность, а в некоторых сценах покрасневший нос на бледном лице делает Кратоса похожим на клоуна или алкоголика, что смотрится забавно. С оптимизацией и утечкой памяти на релизе были проблемы, которые и сейчас до конца не устранены, просадки fps и подлагивания все еще случаются. Вылеты на рабочий стол или зависания также бывают, а при каждом запуске заново начинается компиляция шейдеров, хоть и проходит она значительно быстрее, чем в первый раз. Заодно при игре за Атрея до сих пор всплывают подсказки с управлением для контроллера. Из неудобств еще отмечу, что кат-сцены нельзя пропускать, но это уже скорее придирка, как и обилие QTE, свойственное консольным играм. Музыкальное оформление органично вписывается в происходящее и дополняет атмосферу, не мешая и не утомляя. Локализация полная и качественная, переведены текст и озвучка, что характерно для видеоигр от внутренних студий Sony.
Итог:
У Santa Monica Studio вновь получилась хорошая добротная игра, в которой легко провести десятки часов, чтобы пройти сюжетную часть, а потом при желании задержаться для детального исследования локаций и выполнение побочных активностей. Скучно мне не было, но и ничего нового или революционного в ней, конечно же, нет, все сделано по давно выверенным «лекалам». Сейчас ходят слухи, что Sony собирается выпустить ремастеры видеоигр о греческих приключениях Кратоса. Хорошо если так, было бы интересно поиграть в их обновленные версии.
P.S. Печально известные «консультанты» из Sweet Baby Inc отметились и в этой игре. По крайней мере, «загоревшая» Ангрбода, побочное задание про ЛГБТ-пару и разговоры богов про уважение к тем, кто ниже ростом, скорей всего, их работа. Еще вспоминается жирный алкоголик Тор, но тут уж сложно сказать наверняка. Примечательно, что, когда на NexusMods пользователь под ником Comic Fan выложил 3D-модель Ангрбоды с более подходящей к скандинавской мифологии внешностью, основанную на раннем концепте игры, она была удалена всего через час после публикации, а на другом ресурсе, Gamebanana, ее удалили с пометками модераторов «дискриминация» и «троллинг». Однако, автор не сдался и повторно опубликовал свою работу на NexusMods. При этом, это не мод, а именно 3D-модель, Comic Fan надеется на умельцев, которые разберутся, как добавить ее в видеоигру.
Ярослав Курский, сайт "Реальная Виртуальность"
Системные требования игры God of War: Ragnarök:
Минимальные параметры: | |
---|---|
Процессор: | Intel Core i5-4670K/AMD Ryzen 3 1200 |
Оперативная память: | 8 GB |
Видеокарта: | NVIDIA GeForce GTX 1060/AMD RX 5500XT |
Рекомендуемые параметры: | |
---|---|
Процессор: | Intel Core i5-8600/AMD Ryzen 5 3600 |
Оперативная память: | 16 GB |
Видеокарта: | NVIDIA GeForce RTX 2060/AMD RX 5700 |