Рецензия на игру ELEX
Командор Джакс отправлялся на задание, но его глайдер был сбит и потерпел крушение. В группировке Альбов за провал операции казнят, и привести приговор в исполнение незамедлительно попытался родной брат Джакса, Каллакс. По случайности бывший командор остался в живых, но лишился особых способностей и был ограблен неизвестным. Для того, чтобы узнать, кто его подставил, новоиспеченному изгнаннику придется научиться выживать в неизвестном мире и познакомиться с его обитателями.
Все об одном и том же
Компания Piranha Bytes прославилась сериями игр Gothic и Risen. Так вышло, что она стала "актером одной роли". Любое продолжение, любую новую игру в первую очередь сравнивают с успехом 16-летней давности. ELEX тоже не избежала этой участи, несмотря на то, что авторы решили отойти от классического фэнтези, разбавив его научной фантастикой и постапокалипсисом. Получилось интересно, но внушительное число минусов испортили впечатление от игры.
Обитаемая планета
Действие ELEX разворачивается на планете Магалан, цивилизация на которой была уничтожена упавшей кометой. Но космическое тело принесло не только разрушения. На планете появился элекс, уникальный минерал, который подходит для использования как в качестве топлива, так и для изменения живых организмов. Итогом стало разделение выживших на фракции, каждая из которых хотела использовать элекс в своих целях. Как и в подавляющем большинстве RPG, дело близится к войне за мировое господство, группировки накапливают силы и будто бы ждут предводителя, которым должен стать Джакс. С кем заключить союз, а кого проигнорировать он будет решить сам. Концовок в игре три и зависят они от уровня "Холодности", который меняется от принятых решений и употребления различных эликсиров. Станет Джакс эмоциональным – будет один финал, уничтожит в себе зарождающиеся чувства – другой, сохранит баланс – третий. На судьбе мира это не отразиться, зато можно стать врагом какой-либо группировки после окончания сюжетной линии.
Идейные враги
Сами по себе фракции разительно отличаются друг от друга. Альбы, за счет технического преимущества и отсутствия эмоций, вызывают у всех страх и творят что хотят, не особо заботясь о мнении остальных. Ими движет желание побыстрее эволюционировать. Берсерки уверены, что жить нужно как в средневековье, презирают технический прогресс и ненавидят элекс, считая его виновником всех бед. При этом они преобразовывают залежи минерала в ману, которая нужна им для магии и создания Сердец Жизни – растений, озеленяющих планету. Изгои не особо заботятся об экологии и науке, пользуются тем, что осталось от предыдущей цивилизации, а элекс используют для приготовления сильных наркотиков. Клирики же являются технологическими и религиозными фанатиками. Несмотря на то, что в техническом развитии они превосходят берсеков и изгоев, а элекс применяют как топливо для механизмов, это не мешает им верить в своего бога – Калаана, подгоняя под свою религию найденные записи, оставленные до Катастрофы.
Контрастный мир
На мировоззрение группировок похожи и места их обитания. Берсерки живут в деревянных избах среди зелени, Изгои находятся в пустыне, Клирики расположились около кратера вулкана, а Альбы занимают Ледяной Дворец и прилегающую к нему заснеженную территорию. Передвигаться по Магалану довольно тяжело. Основные точки имеют телепорты, а вот более-менее интересные места придется запоминать, поскольку на карте можно поставить только одну отметку. К тому же, некоторые места опасны для жизни, при попытке продвинуться чуть дальше Джакс рискует отравиться, замерзнуть, сгореть или умереть от радиации. Если добавить ко всему этому обилие гор и иных возвышенностей, которые иногда трудно преодолеть даже с помощью реактивного ранца, то ходить удобней всего по обозначенным на карте тропам, а не срезать путь. Игровой мир большой, бесшовный, как и обещали разработчики, но никакого транспорта нет. Хотя, зачастую он был бы бесполезен, поскольку дороги обычно узкие, а в пустыне почти нет ровных пространств.
Прогулки по развалинам
Побочных заданий довольно много, от банальный "пойди-принеси" до почти детективных историй. Моральный выбор присутствует, но мало на что влияет. Вы можете сдать вора или прикрыть, соврать или сказать правду, от этого измениться только уровень "Холодности", а не отношение к игроку членов группировки, разве что некоторые торговцы не захотят иметь с Джаксом дело. Второстепенные занятия часто переплетаются с главной задачей, как бы ее дополняя. Жесткого ограничения типа "никаких новых поручений пока не продвинешься по сюжету" нет, но так или иначе двигаться к выполнению основного задания все равно необходимо, к чему и будет подталкивать игра. Беготня между локациями утомляет, но опыт для получения очков прокачки необходим, а не оказав помощь некоторым персонажам, невозможно вступить в группировку, что означает остаться без хорошего оружия и брони.
Опасность повсюду
От экипировки сильно зависит выживание, местная живность кусается если не смертельно, то крайне больно. Монстры представляют опасность на любом уровне сложности и не подстраиваются под уровень развития персонажа. Например, по дороге к первому же поселению встречается тролль, к которому вообще лучше не приближаться без мощного стрелкового оружия или гранат. Противники злопамятны и бегут за Джаксом очень долго, спастись удастся только если запрыгивать или спускаться в недоступные для преследователей места. К тому же, все враги обладают оружием дальнего и ближнего боя, так что любая тактика сводится к череде уклонений и неожиданных атак. В ближнем бою необходимо следить за выносливостью, которой хватает на несколько ударов, после чего персонаж какое-то время не сможет атаковать. Причем, даже если от противника удается отойти, это не гарантирует того, что его удар не будет засчитан. Боевая система и баланс далеки от идеала, и время от времени преподносят неприятные сюрпризы.
Без друзей меня — чуть-чуть, а с друзьями много! © к/ф "По секрету всему свету"
Путешествовать полезней с компаньоном, который если не будет помогать в бою, то хотя бы отвлечет внимание нападающих на себя. Выбор спутников небольшой, зато у каждого из них будет специальное задание для Джакса, которое принесет опыт и заставит более детально изучить игровой мир. Напарники комментируют все происходящее и высказывают свое одобрение или недовольство действиями изгнанника. Жаль, что одновременно находиться в команде может только один персонаж, присутствие нескольких спутников значительно упростило бы стычки на пути к очередной цели. С другой стороны, никто не запрещает бродить по Магалану без общества, а всех согласившихся поддержать бывшего командора отсылать в лагерь до масштабного сражения.
Продуманный выбор
Даже с развитием персонажа есть определенные трудности. Помимо стандартных характеристик типа силы, интеллекта, хитрости, ловкости и стойкости, в ELEX есть навыки специфические, как общие для всех, так и фракционные. Для специальных навыков предназначены отдельные очки развития, а преподаванием занимаются наставники, которых нужно еще найти и заплатить, чтобы они согласились обучить чему-то новому. Прокачиваться за счет уничтожения монстров, не достигнув определенного уровня развития, будет сложно, а очков улучшения дается немного и разбрасываться ими впустую не стоит. Определиться с тем, что развивать в первую очередь, а чем временно пренебречь, лучше в начале игры, иначе выйдет так, что Джакс не сможет пользоваться каким-нибудь видом оружия с хорошими параметрами. Тоже самое и с навыками, решить, что пригодиться, а что нет, стоит заранее.
Шашки наголо!
Богаче всего, конечно, выбор мечей, топоров, секир и дубин, которые используют все группировки. Урона они наносят больше, чем арбалет или бластер, но и без чего-нибудь, чем можно уничтожить противника на расстоянии, тоже никак. Большие монстры не дадут долго стоять около них и убьют одним ударом, так что носить с собой энергетическую винтовку, ружье или лук необходимо. По характеристикам оружие всех фракций примерно одинаковое, отличие только в самом мировоззрении. Если Берсерки пользуются луками, то клирики предпочитают плазменное или лазерное оружие, а изгои любят ружья, арбалеты и гарпуны. Отдельно стоит упомянуть гранатометы и огнеметы. Они тяжелые, боеприпасы для них сложно найти, требования высокие, а вот эффективность не всегда оправдана. Зато ручные гранаты вполне доступны, как по цене, так и по требованиям к использованию, а в первое время надежнее способа для убийств врагов на расстоянии не сыскать. Не обошлось и без различного уникального оружия, которое не поддается модернизации и к концу игры превращается в бесполезный коллекционный предмет.
Послания из прошлого
Обилие артефактов из прошлого дает стимул к исследованию Магалана. По крайней мере, чтение документов и прослушивание аудиозаписей, рассказывающих о жизни до Катастрофы, позволит глубже окунуться в атмосферу. Желающие могут поискать два десятка фотографий разработчиков игры или части карты местности, получив за это вознаграждение. В общем, заметно, что для увеличения времени, проводимого в ELEX, была проделана серьезная работа.
Невзрачная обертка
Игра создана на модифицированной версии движка Genome Engine, известного еще со времен Gothic 3 и Risen, поэтому графика в ELEX очень и очень посредственная. Издалека это еще не так заметно, пейзажи вполне симпатичные, но стоит взглянуть на модели персонажей и никаких иллюзий уже не остается. Обитатели Магалана выглядят пластиковыми фигурками с нарушенной координацией движения и ужасной мимикой, а женщины так вообще похожи на клонов, поскольку лицами они неотличимы одна от другой. Управление неудобное, так еще и не всегда команда выполняется правильно и с первого раза. Музыкальное сопровождение часто бывает не к месту, да и с локализацией не все так гладко. Переводили сначала с немецкого языка на английский, допустив ошибки и "отсебятину", потом с английского на русский, еще больше отдалившись от первоисточника и сделав некоторые моменты неясными, а то и смешными. Озвучка удалась только оригинальная, немецкая, и, наверное, хорошо, что русского варианта нет.
Итог:
ELEX неспособна удивить красотой, удобством или современным подходом к созданию игр. Зато в ней потрясающая атмосфера. Пусть в сюжетной линии множество заимствований, графика устарела на несколько лет, а проблемы с управлением и сложность с самого начала могут оттолкнуть, но тем, кто продержится в игре хотя бы десять часов, ELEX определенно понравится. Это классическая RPG, каких почти не производят, да еще и от создателей знаменитой Gothic. Оставить ее без внимания попросту нельзя.
Ярослав Курский, сайт "Реальная Виртуальность"
Системные требования игры ELEX:
Минимальные параметры: | |
---|---|
Процессор: | Intel Core i5 2.5 GHz/AMD Phenom II X4 940 3.0 GHz |
Оперативная память: | 6 GB |
Видеокарта: | NVIDIA GTX 570/AMD HD 5870 |
Рекомендуемые параметры: | |
---|---|
Процессор: | Intel Core i7-4790 |
Оперативная память: | 16 GB |
Видеокарта: | NVIDIA GTX 1060/AMD RX 480 |